Авторское право Все права сохранены  ©  Дистрибут.NET
Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!
Название статьи , Опубликовано Работы » Культурология » Работы » Культурология » Античная культура.
02.04.11

Понятие  “античность”  появилось в эпоху Возрождения, когда итальянские гуманисты ввели термин “античный” (от лат. Antiguus – древний) для определения греко-римской культуры.

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Крито-микенская культура

Древнейшая цивилизация на территории Греции носит название крито-микенской. Центрами ее были остров Крит и город Микены в материковой Греции.

Время возникновения критской культуры (или минойской – по имени легендарного царя Крита Миноса) – рубеж 3-2 тыс. до н.э. Вся жизнь на Крите сосредотачивалась вокруг так называемых дворцов. Дворцы Крита были  похожи на лабиринты, они состояли из множества различных по отделке и назначению помещений, внутренняя планировка отличалась беспорядочностью. Но несмотря на это дворцы все же воспринимаются как единый архитектурный ансамбль.

Особенного внимания заслуживает замечательная настенная живопись, украшавшая внутренние помещения, коридоры и портики. На фресках изображались животные, цветы, сцены из жизни обитателей дворца, в частности «игры с быками» – религиозный ритуал, связанный с одним из главных минойских культов – культом бога-быка, в образе которого воплощались разрушительные силы природы.

Религия играла огромную роль в жизни Крита, там сложилась особая форма царской власти – теократия, при которой светская и духовная  власть принадлежит одному лицу. Царский дворец выполнял универсальные функции, являясь одновременно религиозным, административным, хозяйственным центром.

Расцвет минойской культуры приходится на 16 – первую половину 15 вв. до н.э. Однако в середине 15 в. до н.э. почти все поселения и дворцы острова были разрушены в результате сильнейшего извержения вулкана на острове Фера недалеко от Крита, а  также вторжения из материковой Греции воинственных греков-ахейцев.

Центр цивилизации перемещается в материковую Грецию, где в это время расцветает  микенская (или ахейская) культура, сформировавшаяся около 1700 г. до н.э. Микенская цивилизация, тесно связанная с древнейшими культурами материковой Греции, была достаточно своеобразной. Расцвет ее приходится на 15-13 вв. до н.э. Как и на Крите, основными центрами культуры были дворцы, которые в отличие от критских были укреплены. Их мощные стены сооружены из огромных каменных глыб без всякого связующего материала. Дворцы были украшены фресками, однако для воинственной, менее утонченной микенской культуры характерно преобладание сцен войны или охоты.

Ахейцы, захватив в 15 веке до н.э. Крит, переняли у минойцев письменность (линейное слоговое письмо А)  и приспособили ее для передачи своего языка (линейное слоговое письмо Б). В 1953 г. английскому ученому М. Вентрису удалось расшифровать глиняные таблички со слоговым письмом Б, содержащие записи на греческом языке. Слоговое письмо А, которым пользовались не греки, а минойцы, до сих пор не поддается расшифровке.

Следующий период греческой истории обычно  называют гомеровским по имени великого Гомера. Его прекрасные поэмы «Илиада» и «Одиссея», созданные в 8 веке до н.э., – важнейший источник информации об этом времени.

До нас дошло сравнительно мало памятников гомеровского периода. Основные строительные материалы – дерево, необожженный кирпич, монументальная скульптура тоже была деревянной. Наиболее яркие памятники искусства этого периода, дошедшие до нас, - вазы, расписанные геометрическим орнаментом, а также терракотовые бронзовые статуэтки.

Гомеровский период был бесписьменным, первые известные после длительного перерыва греческие надписи принадлежат уже другой эпохе – архаической (вторая половина 8 в. до н.э.). Но в них используется уже не линейное слоговое письмо Б, а совершенно новое – алфавитное – письмо, заимствованное греками у финикийцев.

В целом гомеровский период был временем упадка, застоя культуры, но именно тогда создавались предпосылки стремительного подъема греческого общества в архаическую и классическую эпоху.

Культура архаического периода

Архаический период греческой истории охватывает 8-6 вв. до н.э. В это время проходила Великая колонизация – освоение греками побережий Средиземного, Черного и Мраморного морей. В результате греческий мир вышел из состояния изоляции, в котором оказался после крушения крито-микенской культуры. Греки многому научились у других народов: у лидийцев – чеканке монет, у финикийцев – алфавитному письму. На зарождение и развитие науки, в частности астрономии и геометрии, оказали влияние науки Древнего Египта и Вавилона.

В архаический период с окончательным разложением родовой общины происходит формирование античного полиса – города-государства, гражданской общине которого  принадлежала и окружающая город сельскохозяйственная территория. Наиболее крупными полисами были Афины, Спарта, Коринф, Аргос, Фивы.

Для греческой религии, как и для древневосточных, характерен политеизм. По представлениям древних греков, первоначально существовал Хаос, из которого выделились Земля (Гея) и подземный мир (Тартар), небо (Уран) было порождено Геей.  Вторым поколением богов были дети Геи и Урана – титаны.

Кроме общегреческих богов, в каждой области Греции были и местные божества, населявшие леса, горы, источники, луга. Греки считали своих богов бессмертными и всесильными, представляли их себе в антропоморфном виде, т.е. похожими на людей.

Кроме мифов о богах, у греков существовали различные версии о происхождении людей, были очень распространены всевозможные мифы о героях, причем наиболее популярные объединялись в циклы, например о Троянской войне, о подвигах Геракла.

Важным фактором культурного наследия Греции были игры, устраивавшиеся в честь некоторых богов. Самыми значительными из них были: Олимпийские игры – спортивные состязания, посвященные Зевсу. Проходили в Олимпии с 776 года до н.э. раз в четыре года; Пифийские – спортивные и музыкальные состязания в честь Аполлона в Дельфах (раз в четыре года); Истмийские – в честь Посейдона (проводились под Коринфом раз в два года).

Литературное творчество издавна существовало в Греции в устной форме: эпос, трудовые песни, басни, что подготовило появление гомеровских  «Илиады» и «Одиссеи» – первых греческих литературных произведений. В литературе этого периода ведущая роль постепенно переходит от эпоса к лирической поэзии.

В 8-6 вв. до н.э. возникает греческий театр, выросший из хороводов, песен и молитв, исполняющихся на религиозных праздниках в честь Диониса. Развитие драматических представлений связано с выделением из хора действующего лица – актера.

Искусство периода архаики характеризует поиски убедительной формы, выражающей эстетический идеал прекрасного телом и духом гражданина полиса. В это время появляются два основных типа одиночной скульптуры – обнаженного юноши (куроса) и задрапированной женщины (коры) с характерной, так называемой архаической улыбкой.

Своеобразная архаическая культура заложила основу для расцвета культуры классической, сыгравшей столь значительную роль в развитии мировой цивилизации.

Культура в классический период (период расцвета)

Рубежом в истории Древней Греции стали греко-персидские войны (500 –449 гг. до н.э.). Ими заканчивается период формирования античного полиса – архаический и начинается период расцвета – классический.

В классический период науке и искусству придавали серьезное значение в воспитании полноценного гражданина. Ученых уже не удовлетворяло представление о материи как о чем-то едином и неделимом.  Первым ввел в науку понятие атомов (первотелец), неделимых частиц материи Демокрит.

В литературе 5 века до н.э. основными жанрами стали трагедия и комедия. Творцом классической греческой трагедии является Эсхил. Он ввел второе действующее лицо и тем самым оживил драму. Творцом психологической драмы был Еврипид, придавший комедии политическую остроту.

Главной задачей искусства 5 века до н.э. было правдивое изображение человека, сильного, энергичного, полного достоинства и равновесия душевных сил.

Культура Греции в эпоху кризиса

История Греции в 4 веке до н.э. – это история кризиса полиса. Первые признаки этого кризиса проявились уже в годы пелепоннесской войны (431-404 гг. до н.э.) между Афинами и Спартой за господство  в Греции, завершившейся поражением Афин. Кризис греческого полиса был закономерным явлением. Развитие товарно-денежных отношений приводило к распространению частной собственности на землю, идеология полиса как коллектива граждан утрачивает свое значение. Развивается индивидуализм, стремление к личному благополучию, постепенно исчезает дух патриотизма. В дела Греции все больше вмешиваются другие страны. И в конце концов в 338 году до н.э. после битвы при  Херонее Греция теряет политическую независимость и подчиняется Македонии. Все это способствовало тому, что люди все сильнее сосредотачивались на собственных желаниях и нуждах, искали личного счастья в созерцании, самосовершенствовании.

В литературе  ведущее место занимает проза, трагедия в это время переживает упадок, значительно меняется комедия.

Очень высокого уровня достигает ораторское искусство.

Культура эпохи эллинизма

Эпоха эллинизма – эпоха распространения греческой культуры на всей территории державы Александра Македонского. Взаимное обогащение греческой и местной культур способствовало созданию единой эллинистической культуры.

В эпоху эллинизма исчезает разрыв между теорией и практикой, наукой и техникой. Строительство новых городов, развитие мореплавания, военной техники способствовали подъему математики, механики, астрономии, географии. Успешно развивалось естествознание, особенно медицина. Развитие научных знаний требовало систематизации и хранения накопленной информации. В ряде городов создаются библиотеки.

В эллинистическую эпоху развивается новая отрасль знания – филология в широком смысле слова: грамматика, критика текста, литературная критика.

Придворный быт эллинистических монархий и жизнь  больших городов породили особый вид поэзии - идиллию.

Философия в эпоху эллинизма обладала целым рядом особенностей. Важнейшей из них является эклектизм – стремление сочетать элементы различных школ, неспособность создать единую и последовательную систему. Кроме того, философия имеет в основном этическую направленность  - первое место занимают вопросы морали, натурфилософии.

Для позднеэллинистической философии характерна еще одна черта – религиозный уклон. Эпоха эллинизма привнесла в религию ряд новых явлений. Это культ монархов, выросший на почве обожествления личности царя. Другая характерная черта эллинистической религии – культ судьбы.

Формированию эллинистической культуры во многом способствовало распространение греческой системы образования. На первом этапе ученики получали навыки чтения, письма, счета, занимались гимнастикой и музыкой. Следующий этап образования был связан с изучением языковых, математических дисциплин, астрономии, теории музыки. Высшей ступенью образования считалось изучение философии и риторики.

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА

Современные взгляды на культуру Древнего Рима

Культура Древнего Рима существовала с VIII в. до н. э. и до 476 г. н. э. Взгляды ученых на  Древний Рим самые разные. Одни (О. Шпенглер, А. Тойнби) не видят в Древнем Риме самостоятельности и самобытности культуры и цивилизации. Они считают, что Древний Рим являл собой завершающий этап, кризис античности. Его вклад ограничился главным образом развитием государства, права и техники. Во всем остальном, особенно в духовной культуре - религия, философия, наука, искусство, литература - Рим не внес ничего нового и оригинального, не пошел дальше заимствований и популяризации того, что сделано греками. Рим никогда не поднимался до высот эллинской культуры. Другие оценивают древнюю культуру Рима как не менее самобытную и оригинальную, чем другие культуры.

Отличительные черты римской культуры

Римляне существенно отличались от эллинов. Они создали свою систему ценностей и идеалов, главными среди которых были патриотизм, честь, достоинство, верность гражданскому долгу, почитание богов, идея об особой богоизбранности римского народа, о Риме как высшей ценности. Римляне возвышали роль и ценность закона. Для них общественные интересы были выше интересов индивида. В то же время римляне усилили антагонизм между свободнорожденными гражданами и рабами. Рим достиг наивысшего уровня развития рабства. Наиболее достойными занятиями свободного римлянина считались политика, война, разработка права, историография, земледелие. Римляне были более воинственными, в отличие от эллинов. Завоевательные войны превратили небольшой городок в мировую империю.

Достижения Древнего Рима связаны с римским правом, прекрасными дорогами, великолепными зданиями, грандиозными акведуками, с развитием государственности в таких формах, как республика и империя.

Духовная культура Древнего Рима

Религиозно-мифологические представления Древнего Рима являются более сложными, чем у эллинов. Многие греческие боги перешли к римлянам, приняв новые имена. Зевс стал Юпитером, Кронос - Сатурном, Посейдон - Нептуном, Афродита - Венерой, Артемида - Дианой и т.д.  Много римляне позаимствовали из других религий. В их мифологии особое место занимает так называемый “римский миф” (“римская идея”), “Рим - центр мира”, “Рим - вечный город”.

В философии и науке римляне во многом следовали грекам.  Их интересовали не теоретические исследования, а обобщения и систематизация уже накопленных знаний, создание энциклопедий, которые служили делу воспитания и образования.

Примерно такая же картина наблюдается и в художественной культуре. Римские художники буквально копируют греческих мастеров.  В скульптуре римляне первыми начали придавать своим произведениям индивидуальные черты, наполняли их психологизмом. Римские писатели создали в литературе жанр романа. Римские зодчие оставили после себя прекрасные памятники архитектуры. 

К особенностям древнеримской культуры относятся: рациональность, приземленность, практическая польза и целесообразность. Сильное взаимодействие и взаимовлияние двух культур привели к созданию единой греко-римской культуры, которая, в последующем, составила основу византийской культуры и оказала огромное влияние на культуру славянских народов и Западной Европы.

Основание и становление державы Рима

Согласно легенде, Рим был основан в 753 г. до н. э. на реке Тибр братьями-близнецами Ромулом и Ремом. С этого времени начинается “царская” история Рима (во главе выборный царь, одновременно жрец, военачальник, законодатель и судья). При царе состоял Сенат. Основой была семья (фамилия). Важнейшие дела решало народное собрание. Основу религиозно-мифологических представлений составляло множество богов и культов (творец мира двуликий Янус, Юпитер, Марс, Сатурн). В этот период происходит складывание римской культуры.  В нем принимали участие италийские города, Греция, Этрурия. В 510 г. в Риме устанавливается аристократическая республика. В новом обществе сложились сословия патрициев (аристократов) и плебеев (простой народ), между которыми возникает борьба. В результате к началу III в. до н. э. Рим превращается в гражданскую общину. Основными ее чертами были: равенство политических и юридических прав граждан, власть народного собрания по всем важным вопросам, сочетание коллективного и частного землевладения и др. После победы в Пунических войнах (264-146 гг. до н. э.)  Рим превращается в огромную державу. Формально до 27 г. до н. э. Рим оставался республикой и только с приходом Октавиана власть принимает сакральный характер (“возвеличенное божество”).  Римская империя просуществовала пять веков - до 476 г. н. э. Новые источники обогащения стимулируют ускорение экономического развития страны. Меняется социально-экономическая структура общества (выделяется новый слой знатных и богатых).

Культура римской Империи

В римском обществе наблюдается рост числа образованных людей, в том числе за счет греков-рабов.  Высший слой начинает усваивать эллинскую культуру. Под греческим влиянием развивается римская литература (драматургия, поэзия, переводчики). Сильное греческое влияние испытало искусство. Копии греческих скульптур приобрели огромную популярность. Изменился статус греческого языка, он стал не только литературным, но и разговорным. Золотым веком римской культуры считается правление Августа (27 г. н. э. - 14 г. н. э.). В период империи получает распространение философия - эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм. Все это было продолжением греческих течений. В эпоху империи весьма успешно развивается наука (Плиний Старший, Птолемей, Гален). Птолемей создал геоцентрическую систему мира, ему принадлежат работы по оптике, математике и географии. Врач Гелен обобщил знания греческой медицины. Тит Ливий и Тацит написали историю Рима от основания (142 т). Наибольший подъем в эпоху империи переживает архитектура (Витркувий). Самым распространенным типом римской постройки стал форум. При Августе Рим стал мраморным. При нем идет активная реставрация храмов и возведение новых. При Августе сооружается Пантеон - храм всех богов (диаметр 43 м). После Августа особого внимания заслуживает Колизей (50 тыс. зрителей). В повседневной жизни в моду входят термы - общественные бани. Наиболее выдающимися поэтами этой эпохи были Вергилий, Гораций. Овидий. 

Распад Римской империи

В I в. н.э. появились симптомы серьезного кризиса римского общества. “Римская идея”, как власть над всем миром, была реализована. Рим утратил источник своего саморазвития. При Августе на первый план выходит идея “вечного Рима”. Но без великой вдохновляющей цели общество обречено на гибель. Рим все более предстает как общество потребления - “хлеба и зрелищ” - был образом жизни всех слоев общества (культ грубых наслаждений и развлечений). Императоры Калигула и Нерон стали символами жестокости и морального разложения. Неслучайно уже в I в. н. э. в Римской империи возникло Христианство. В IV в. н. э. христианство добивается официального признания. В 395 г. Римская империя распалась на Восточную и Западную. В 476 г. западная Римская империя перестала существовать.

Лучшие достижения римской культуры продолжают существовать и сегодня: римское право, римская архитектура, литература, латынь и Христианство.

ВИЗАНТИЙСКАЯ КУЛЬТУРА

История возникновения Византии

Византия существовала с 395 г. по 1453 г. История ее возникновения такова: в 330 г. на месте древнегреческого поселения Византия была основана новая столица Римской империи Константинополь. В 395 г. империя распалась на две части и Восточная Римская империя впоследствии стала именоваться Византией. Такое название ей дали европейские мыслители Нового времени с намерением отлучить Византию от связей с греко-римской культурой.

Сами византийцы называли себя “ромеями”, то есть римлянами, а свою столицу Константинополь - “вторым Римом”.

Византия продолжила лучшие традиции римской цивилизации и новая столица - Константинополь - не без успеха соперничала с Римом, стала красивейшим городом того времени. Наряду со столицей в Византии сложились многие другие культурные центры - Александрия, Антиохи, Никея, Равенна, Фессалоники.

Византийская культура

Византийская культура стала первой в мирехристианской культурой. Именно в Византии завершилось становление христианства, и оно впервые приобрело законченную, классическую форму в его ортодоксальной, или православной, версии. Огромную роль сыграл Иоанн Дамаскин (ок.675-до 753 г.) - выдающийся богослов, философ, поэт. Он систематизировал греческую патристику, так называемое учение “отцов Церкви”, благодаря чему Христианство поднялось на уровень настоящей теории. Вся последующая теология опирается на идеи и концепции Дамаскина.

Огромный вклад в становление и утверждение православного христианства внес Иоанн Златоуст (окю350-407 гг.) - епископ Константинополя. Его проповеди, панегирики и псалмы пользовались большим успехом.

Византийские ученые продолжили традиции и развивали теорию римского права. Они разработали собственную оригинальную концепцию - византийское право. Его основой стала известная Кодификация Юстиниана (482-565), - который дал систематическое изложение нового права. Византийское право нашло применение во многих европейских и азиатских странах той эпохи.

Византийская культура испытала влияние со стороны восточных стран, особенно Ирана. В целом Византия была мостом между Востоком и Западом.

Эволюция византийской культуры знала несколько взлетов и падений. Первый расцвет приходится на V-VII вв. - возникший феодализм западного и восточного толка. В VIII-IX вв. Византия пережила смутные времена. В этот период она пережила движение иконоборчества (против культа икон). К концу IX в. иконопочитание было вновь восстановлено. X-XII вв. стали временем очередного подъема и расцвета Византии. Устанавливаются тесные связи с Киевской Русью. Роль Христианства и Церкви в этот период значительно возрастает,  в художественной культуре складывается средневековый стиль. XIII в. принес Византии тяжелые испытания, обусловленные крестовыми походами. Константинополь был в 1204 г. взят крестоносцами и разграблен. Византия как самостоятельное государство перестала существовать. Только в 1261 г. императору Михаилу VIII удалось вновь восстановить и возродить Византийскую империю. В XIV-XV вв. Византия переживает последний взлет и расцвет, что особенно ярко проявилось в художественной культуре (роскошь, пышность, зрелищность, возвышенная торжественность, глубокая духовность, утонченный спиритуализм). Эти особенности в наибольшей мере проявились в архитектуре храмов и церквей (храм св. Софии в Константинополе - шедевр мировой культуры). Культура Византии прославилась другими видами и жанрами искусства: мозаика, фреска, иконопись, книжная миниатюра. Подобно архитектуре и мозаике, иконопись нашла широкое применение и распространение за пределами Византии - в Сербии, Болгарии, Руси. Один из мастеров Византии Феофан Грек создавал свои произведения на Руси.

Значение византийской культуры

В 1453 г. Константинополь был взят турецкими войсками, что означало конец Византии. Но культура Византии продолжает существовать и в наши дни.  Главный вклад Византии в мировую духовную культуру - утверждение и развитие православного Христианства. Следует отметить благотворное влияние византийской культуры на становление и развитие Древнерусской культуры.

{full}
URL / WWW
http://distribut.net/article/a-273.html