Социология Мировая система и процессы глобализации

    Происхождение и развитие идеи глобализма

    Социально-политические процессы, происходящие в мире, позволяют говорить о формировании мировой системы. Сегодня ускоренными темпами идет образование глобальных структур - экономических, политических, социальных, культурных. Ни одна страна на нашей планете не может считать себя «самодостаточным островом». В политической сфере появилась устойчивая тенденция к формированию интеграционных структур, выполняющих важные международные функции. К ним относятся военно-политические блоки, ООН, ЮНЕСКО, Большая семерка, Европейский парламент, Интерпол, Международный трибунал, ОБСЕ и др.

    В экономической области действуют транснациональные корпорации - лидеры мировой экономики, Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Международная финансовая корпорация, Европейский Союз, ОПЕК, Международный фонд сельскохозяйственного развития (ИФАД) и многие другие.

    Все эти международные или региональные организации давно перешагнули границы национальных государств, которые уже не в силах контролировать их деятельность. В сфере культуры тоже развиваются мощные интеграционные процессы.

    Современные средства связи способствуют сближению культур, формированию единого стиля жизни, а также формированию планетарного гуманистического сознания, вмещающего в себя и «золотое правило нравственности» и в то же время не требующего принесения личности в жертву интересам человеческого рода. Одной из форм проявления очень сложного и длительного процесса формирования мирового, планетарного сознания является деятельность таких международных организаций, как экологические, пацифистские. Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и др.

    Нужно помнить, что идея глобализма в своем первоначальном варианте в истории человеческой мысли предстает как идея целостности, единства мира, единства Космоса. Эта идея интеграции, сближения наций и народов, имеет свою историю, свои достижения и можно сказать периоды развития. Но только сейчас глобалистика оформляется в отдельную, самостоятельную отрасль знания, только ныне в вузах появились специальные учебные курсы по этому направлению и первые учебники.

    Первую волну глобальной интеграции мир пережил в конце XIX - начале XX века. Теория империализма, одним из выдающихся авторов которой, был В.И. Ленин, рассматривала такие явления, как интернационализация финансового капитала, экономическая экспансия развитых стран Запада на слаборазвитые страны. Можно вспомнить также создание валютных союзов в Европе и Америке, деятельность Социалистического рабочего Интернационала, женских и других организаций, имевших всемирный, а не локальный или блоковый характер.

    В 50 - 60-е годы получило широкое распространение уже иное видение глобализации, отражавшее реалии того периода, в котором присутствовали «холодная война» и биполярное восприятие мира. В этом контексте противостояния двух сверхдержав - Советского Союза и США как лидеров двух противоположных миров, возникает теория зависимости, разработанная в Латинской Америке. Она объясняла феномен зависимости ряда стран отсутствием собственного производства, самостоятельных передовых технологий. Зависимый капитализм должен был включиться в систему мирового капитализма, чтобы выжить и накопить интеллектуальные, управленческие, технологические и иные предпосылки, чтобы совершить экономическое чудо и освободиться от угнетающей зависимости. Сегодня многие страны Азиатско-тихоокеанского региона - Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг - развиваются как раз в этом направлении.

    В 60 - 80-е годы тема глобальной интеграции, и подчинения военно-политического развития хозяйственному, носили скорее теоретический, чем практический характер. Перспектива глобализации мыслилась в широко известной теории конвергенции (от лат. converge - сближаюсь, схожусь), видящей в общественном развитии современной эпохи тенденцию к сближению двух социальных систем, - капитализма и социализма, с их последующим синтезом в некотором «смешанном обществе», сочетающим положительные черты, и свойства каждой из них. Разработчиками этой теории были Дж. Голбрейт, У. Ростоу, Ж. Фурастье и др. В рамках этой теории имелись свои нюансы. Так, например, одни исследователи ограничивали процесс сближения экономической сферой (Р. Арон, Д. Белл), другие отстаивали тезис о том, что обе социальные системы усваивают друг у друга не столько положительные, сколько отрицательные свойства, что может привести к кризису современной индустриальной цивилизации в целом (Г. Маркузе, Ю. Хабермас).

    Кроме того, интерес к идее глобального мира был обусловлен осознанием значительной и наиболее передовой частью общества наличия общечеловеческих проблем, требовавших незамедлительного разрешения. «Бездны» прогресса заставили человечество переосмыслить свой путь. Демографическая, продовольственная, экономическая, военная, экологическая - все эти проблемы являются планетарными, глобальными. Они могут быть решены только усилиями всех народов и касаются жизни каждого человека. Так возникла наука о глобальных, мировых проблемах, становлению которой способствовала деятельность неофициальной организации - Римского клуба, объединившего десятки ученых, политических и общественных деятелей из множества стран для изучения и оценки долгосрочных последствий существующих глобальных проблем.

    В 90-е годы проблема глобализации приобрела небывалую практическую остроту. Каковы признаки глобализма? Каким будет глобальный мир XXI века?

    Современные трактовки глобального мира различаются предметом исследования. Одни ученые изучают глобальные проблемы человечества и именно в объединяющей стратегии их решения видят единство мира. Другие считают предметом исследования становящуюся целостность бытия человечества. При этом среди ученых, анализирующих глобальную проблематику, гораздо больше единства мнений, чем среди тех, кто изучает процесс формирования единого, взаимосвязанного мира. Большинство ученых первого направления признает в качестве глобальных проблем такие, как: несбалансированный экономический рост; кризис управления; обеспеченность населения Земли водой и продовольствием; рост численности населения; наличие экологических кризисов качественно новой сложности («парниковый эффект», истощение озонового слоя, потепление климата); опасность ядерного конфликта; права человека; охрана здоровья; опасность таких болезней, как СПИД, рак и др.; сдвиги в мировой геополитической ситуации.

    Ученые, которых можно отнести ко второму направлению, в большинстве своем отождествляют глобализацию с вестернизацией. При этом и здесь есть свои различия. Одни ученые считают вестернизацию, то есть следование путем западной цивилизации, принятие западноевропейской системы ценностей благом. Облучение лучом западной цивилизации других цивилизаций, по их мнению, способствуют прогрессу, развитию новых технологий, созданию рабочих мест, процветанию, росту богатства, искоренению варварства и т. п. Другие видят в экспансии Запада «культурный», «информационный» или «демократический» империализм, который ведет к новому варварству, ибо навязывает другим народам свои представления о мире, в том числе идеи индивидуализма и потребительства. Культурная агрессия с помощью современных информационных технологий дает возможность тотального контроля над национальной, самобытной культурой. Такое развитие событий может лишить творческого начала локальные самобытные культуры. Именно по этой причине не только в восточных странах, но и европейских появились концепции антиглобализма и неформальные движения, направленные против вестернизации. Феномен девестернизации поддерживается к тому же религиозным фундаментализмом.

    Проекты глобального мира противоречивы, их авторы пишут разные сценарии будущего человечества, но у этих сценариев есть и общее. И сторонники, и противники вестернизации говорят о неизбежности этого процесса и видят задачу национальных государств, не входящих в число развитых, в том, чтобы они не остались окончательно на обочине истории.

    Образ современного глобального мира определяется рядом сложившихся условий: вступлением западных стран в период постиндустриализма; снижением зависимости постиндустриальных держав от развивающихся как поставщиков сырья благодаря внедрению новых технологий, в несколько раз снижающих потребность в сырье; крахом Советского Союза и блока социалистических стран.

    Технологическая революция, особенно этап 90-х годов, совершившаяся в странах индустриального мира, обеспечила невиданный социальный прогресс и сформировала новый тип взаимодействия между странами. Этот новый тип взаимодействия оценивается некоторыми исследователями, например, М.Г. Делягиным, как разрушительный для отстающих государств, и успешный, выгодный для вырвавшихся вперед. Деление на прежние миры: «первый», «второй», «третий» (или третьи страны) - устарело. Сегодня в качестве ядра остается постиндустриальный мир, представленный тремя основными центрами:США, Европейские страны, Япония, и объединяющий меньшую часть человечества. Это самые сильные и могущественные государства. У них передовые и сложные технологии, средства производства, самые качественные товары и больше всех капиталов.

    Страниц : 1 2 3 4 > >>

    TEXT +   TEXT -   Печать Опубликовано : 01.04.11 | Просмотров : 23115

    Введите слово для поиска
    Поиск
     
    Партнеры
     
    В начало страницы © 2018 Данный ресурс является частным проектом. Все материалы опубликованы с ознакомительной целью. Копирование данных без согласия авторов запрещено CMS Danneo