Политология Государство как политический институт

    Социокультурные аспекты политики

     Политическая социализация личности

     Концепция политической социализации стала активно разрабатываться в США с конца 50-х годов прошлого века. Ее появление было вызвано:

    • кризисом традиционных институтов политической системы западного общества, которые не смогли обеспечить добровольное принятие новыми поколениями рекламируемых демократических ценностей;

    • нарушениями в механизме трансляции политических идеалов и ценностей от поколения к поколению, обусловленными появлением новых групп интересов, к восприятию которых политические институты оказались неподготовленными;

    • насыщением материальных потребностей большинства групп населения промышленно развитых стран, что выдвинуло на первый план постматериальные, прежде всего духовные, ценности, и среди них - возможность свободной самореализации личности, благоприятная среда обитания, гармония человека и природы, солидарность;

    возникновением субкультур, которые отвергали традиционные материальные ценности господствующей культуры: личный успех, благосостояние, стремление к богатству. На основе этих субкультур возникли общественные движения, стремившиеся заявить о своих требованиях.

    Процесс усвоения индивидами или их группами ценностей и норм политической культуры, присущих конкретному обществу и позволяющих эффективно выполнять политические роли и функции и тем самым обеспечивать сохранение самого общества и политической системы, называетсяполитической социализацией.

     Существует несколькотрактовок процесса социализации:

    1. одна из наиболее распространенных состоит в понимании социализации как процесса развития личного контроля. Она разработана 3. Фрейдом и связана с идеями классического психоанализа. В основе его теории лежит положение о том, что индивид всегда находится в состоянии конфликта с обществом, репрессирующего его биологические (сексуальные) побуждения, с которыми он рождается. Процесс социализации состоит в обуздании этих разрушительных инстинктов и побуждений. Однако контроль общества над природными инстинктами создает напряженность и дискомфорт существования личности, которая теряет свободу самовыражения. В связи с этим усиливается потребность личности в самоконтроле, чтобы избежать ситуаций страха и нервозности;

    2. модель социализации как результат межличностного общения. Она основана на теории символического интеракционизма Ч.Х. Кули и Дж. Г. Мида, согласно которой личность формирует свое "Я" в результате многообразных взаимодействий людей с окружающим миром (интеракций). В процессе взаимодействия люди реагируют на те значения, которые они предписывают воздействующим на них стимулам, а не самим стимулам. Особое значение приобретает интерпретация мыслей, жестов, чувств других людей. Не случайно сторонники данного подхода обратили внимание на эффект группового влияния на личность, что позволило выявить значение социальных установок для социализации личности. Исходя из этого, они определяли зрелость индивида достижением им комфортности с существующей социальной системой, то есть добровольным подчинением личности установкам и целям системы;

    3. преобладающей моделью социализации в западной науке стала характеристика ее как ролевой тренировки. Теоретической основой подобного понимания социализации является структурный функционализм Т. Парсонса. Индивид взаимодействует с другими людьми благодаря тем социальным ролям, которые он усваивает (роль учителя, ребенка, пассажира, мужа и т. д.). Социальная роль предполагает ожидаемое от индивида поведение, соответствующее ролевым предписаниям. Следовательно, социализация означает включение индивида в социальную систему через ролевое научение, постоянную адаптацию к господствующим в обществе ценностям и стандартам поведения;

    4. существует достаточно широкий спектр направлений, в рамках которых социализация рассматривается с позиций бихевиоризма - как социальное научение. Социализация описывается в терминах поведения как процесс постоянной модификации человеческого поведения с помощью поощрений и наказаний (формула "стимул - реакция"). Бихевиоризм исходит из того, что люди склонны возобновлять такие модели поведения, за которые они когда-то вознаграждались в любой форме (деньгами, похвалой, восхищением, любовью и т. д.).

    Выбор той или иной модели политической социализации диктуется типом господствующей в обществе политической культуры. Она предписывает определенную модель отношений власти и личности.

     Типы политической социализации

    Выделение типов социализации предполагает описание наиболее характерных образцов, стандартов взаимодействия индивида и власти, в результате которого осуществляется преемственность политического развития, передача политических ценностей от одного поколения к другому.

    Характер политического взаимодействия власти и индивида может быть основан на диалоге, консенсусе или конфликте между ними. Это обуславливается типом политической культуры, доминирующей в обществе, ее однородностью или существованием различных субкультур внутри нее.

    В западной политологии на основе характера политических ценностей и норм, предписывающих индивидам определенные образцы политического поведения, выделяются следующиетипы политической социализации:

    гармонический тип политической социализации предполагает наличие культурно однородной среды, зрелых демократических традиций и гражданского общества, которые обеспечивают уважительный диалог индивида и власти. Предполагается, что подобная степень культурной однородности характерна для британо-американской культуры. Власть и индивид в ней привержены общепринятым идеалам, нормам и ценностям, что позволяет новым поколениям безболезненно входить в политическую жизнь;

     -  плюралистический тип, которому свойственен опосредующий характер взаимодействия личности с властью (преобладает в странах материковой Западной Европы). Наличие значительного числа разнородных субкультур предполагает первоначальную политическую социализацию индивида в границах идеалов и ценностей своей культурно-этнической группы. Однако конфессионально-культурное многообразие не препятствует достижению консенсуса участников политического взаимодействия благодаря: высокому уровню жизни большинства социальных групп; наличию многочисленного среднего класса; существованию единого культурного "кода", представленного ценностями либеральной цивилизации (свобода, частная собственность, индивидуализм, права человека, демократия, плюрализм и т. д.). Консолидированная демократия в рамках этого типа политической социализации основана на динамическом равновесии трех начал: развитого гражданского общества, конституционного ограничения власти и индивидуальной свободы автономной личности;

     -  конфликтный тип, характерный для обществ незападной цивилизации. Высокий уровень нищеты большинства населения, жесткая приверженность индивида местническим ценностям клана, рода, племени затрудняли достижение согласия между носителями различных ценностей и властью. Значительная культурная неоднородность является основой существования в этих обществах высокой степени политического насилия. Усвоение индивидом местнических ценностей и норм политической жизни всегда осуществлялось в жесткой борьбе с носителями иных политических субкультур;

    - гегемонистский тип, предполагающий вхождение человека в политику исключительно на ценностях какого-либо класса (например, буржуазии или пролетариата), определенной религии (например, ислама) или политической идеологии (например, коммунизма, либерализма, фашизма и т. д.). Этот тип политической социализации характерен для закрытых политических систем, которые критически относятся к ценностям иных систем. Такой тип политической социализации существовал в России в советское время, а также в странах социалистической системы.

    Политическая культура общества

     Впервые термин "политическая культура" употребил в XVIII веке немецкий просветитель И. Гердер.Политическая культура представляет собой совокупность ценностей, установок, убеждений, ориентации и выражающих их символов, которые являются общепринятыми и служат упорядочению политического опыта и регулированию политического поведения всех членов общества. Она включает в себя не только политические идеалы, ценности и установки, но и действующие нормы политической жизни.

     Активная разработка теории политической культуры в западной политологии началась в 50-х годах XX века. Наибольшие споры вызывала проблема содержания политической культуры. Были высказаны две точки зрения:

     1) политическая культура есть совокупность политических позиций граждан;

     2) политическая культура определяется поведением человека.

    Приоритет в разработкеконцепции политической культуры принадлежит американскому политологуГ. Аллюнду, создавшему ее при активном участии членов возглавляемого им Комитета по сравнительной политике при Исследовательском совете по социальным наукам - Л. Пая, С. Вербы и Дж. Пауэлла. Г. Алмонд использовал функциональный подход, с позиций которого политическая культура рассматривалась преимущественно как психологический феномен. Основные положения концепции:

    • политические культуры в обществе отличаются друг от друга некоторыми основополагающими политическими позициями (ориентациями), которые обуславливают предрасположенность к определенным типам поведения в рамках существующей политической системы;

    • политические позиции индивида включают три компонента:

    1) когнитивный - знания, полученные индивидом о политиках, политических институтах и партиях;

    2) аффективный - чувства, обуславливающие реакцию индивида (симпатии или антипатии, влечения или отвращения, восхищения или презрения);

    3) оценочный, включающий ценности, верования, идеалы, идеологию;

    • в зависимости от доминирования одного из трех компонентов выделяются более или менее секуляризированные культуры с учетом того, в какой мере политическое поведение индивида основывается на рациональных знаниях или верованиях.

     По мнению Г. Алмонда и С. Вербы, политическая культура включает в себя политические ориентации трех типов: патриархальную, подданническую и ориентацию на активное участие. В конкретном обществе может доминировать какой-либо из них. Эти три "чистых" (идеальных) типа ориентации выступают основойтрех типов политической культуры.

    патриархальной, которая характеризуется ориентацией на местные ценности (ценности клана, племени, рода) и может проявляться в форме местного патриотизма, семейственности, коррупции. Индивид, как правило, маловосприимчив к глобальной политической культуре и не выполняет конкретных политических ролей. Данный тип характерен для молодых независимых государств, в которых политическая культура представлена наслоением местных субкультур;

    подданнической, предполагающей пассивное и отстраненное отношение индивида к политической системе. Он ориентируется на традиции, хотя политически сознателен. Подчиняясь власти, индивид ожидает от нее различных благ (социальных пособий, гарантий и т. д.) и опасается ее диктата;

    культуры участия, отличающейся политической активностью, вовлеченностью и рациональностью. Граждане стремятся активно воздействовать на политику, направлять ее деятельность с помощью законных средств влияния (выборов, демонстраций и т. д.).

    Страниц : << < 14 15 16 17 18

    TEXT +   TEXT -   Печать Опубликовано : 31.03.11 | Просмотров : 83419

    Введите слово для поиска
    Поиск
     
    Партнеры
     
    В начало страницы © 2018 Данный ресурс является частным проектом. Все материалы опубликованы с ознакомительной целью. Копирование данных без согласия авторов запрещено CMS Danneo